В исторической части Воронежа находится довольно много церквей. Некоторые из них восстановлены и уже действуют, некоторые только на стадии реставрации. К сожалению, есть такие храмы, которые с виду только отдаленно напоминают церковь. К таким относится маленькая церковь, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, Пятницкая церковь. Это народное название, но главный престол ее был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.
Церковь Рождества Богородицы существовала в Воронеже с начала XVII века, она упоминается как деревянный храм в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой, поскольку один из ее приделов был посвящен Параскеве Пятницкой. Храм стоял за пределами воронежской крепости, на посаде, в центре рынка, со всех сторон его окружали торговые лавки, рыбные и мясные ряды. В 1738 году церковь была перестроена, но храм оставался деревянным. И только в 1746 году старый храм продали в Елец. Рядом с местоположением старой церкви построили каменный храм на средства фабриканта Ф.М. Постовалова.
Уже через два года церковь сгорела в сильном пожаре 1748 года, пострадали даже каменные стены. Семья Постоваловых выделила средства на строительство прочного, долговечного каменного храма, который освятили 26 ноября 1761 года. Во вновь отстроенной церкви также имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший народное название всей церкви. В сентябре 1772 года был освящен еще один придел «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде». В 1825 году в Пятницкой церкви производился капитальный ремонт — были расширены окна, сломана внутренняя стена, разделявшая отапливаемую часть храма от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства благотворителей интерьер нефа и трапезной был отделан под мрамор, обновлены придельные иконостасы. До революции облик церкви больше не менялся.
Древностью храма объясняется его относительное богатство. Облачения из ризницы использовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Верующими особо почитались иконы с изображением Богородицы — Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. При храме имелась богатая библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромная книга 1759 года, а также миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года.
По своим размерам и архитектурному стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской, эксперты считали наиболее древней ее колокольню.
О судьбе Пятницкой церкви после революции подробных сведений нет. Она была закрыта в начале 1930-х годов, когда на улице Володарского началось строительство здания для ОГПУ. Так как стройка считалась секретной, соседние улицы были перегорожены высокими заборами, конечно, в таких условиях религиозная община перестала существовать. Несколько следующих лет здание занимала слесарная мастерская. Во время войны колокольня и храмовая часть были разрушены, лучше сохранилось двухэтажное основание звонницы. Сегодня мало кому известно, что часть церкви цела и находится во дворе Военторга № 769 по улице Кости Стрелюка, используясь под склад. То, что осталось от церкви, непригодно для возобновления богослужений, но само их существование напоминает всем нам о трехвековой истории Пятницкой церкви.