Какая картинка возникает пред нашими глазами при упоминании слова
«колокол»? Во-первых, достаточно известный музыкальный инструмент, во-вторых, исторический памятник, достояние материальной культуры и письменности, творение художественного литья, а в-третьих, самая настоящая механическая система.
В музыкальных энциклопедиях помимо колокола фигурирует и ещё один знакомый всем инструмент – колокольчик. На самом деле, не смотря на схожесть этих названий, колокол и колокольчик: это два различных музыкальных инструмента.
Основное назначение колокола – элемент монументального пленэрного инструмента. В сравнении с колокольчиками, колокол не используется для добавочного источника звука в сложных музыкальных инструментах.
Колокольчики, помимо этого, могут являться и главным источником звука, что нельзя сказать о колоколе.
Роль колокола в оркестре, как известно, всегда была эпизодической. Но со временем, всё большей популярностью стал пользоваться не отдельный инструмент, а целый их подбор, закреплялся который на особой специально оснащенной звоннице.
Довольно-таки сложным соединением гармонических и негармонических обертонов и считается звуковой спектр колокола.
Сама конструкция
звонницы менялась с параметрами самого колокола. Самая первая качественная модель появилась в те времена, когда люди поняли, что держать колокола в руках просто нереально, из-за их огромного веса, и придумали подвешивать их на деревянных козлах. Именно в то время люди и заметили, что на перекладине столба может поместиться не один, а гораздо больше колоколов. Естественно, современная классическая колокольня сильно отличается от той, самой древней.
Колокольня, кстати, являлась довольно-таки многофункциональным сооружением. Достаточно часто она выполняла роль оборонительной постройки и подзорной башни. Случалось и такое, что колокольня служила маяком.
Соорудив самую первую
звонницу, люди поняли, что звук от нескольких
колоколов богаче и интереснее, чем от одного. Также ими было замечено, что красота звучания колокола зависит от рельефа и окружения местности, на которой он находится. Именно такие открытия и привели к постройке первой деревянной колокольни, которая совсем скоро сменилась на каменную, ведь камень гораздо долговечнее дерева.
Стоит заметить, что не всегда колокольня возводилась с наличием подбора колоколов, часто можно было найти и экземпляры, имеющие всего один колокол. Звук таких «одиночек» всё равно был гораздо сильнее, чем со столбов.
Известно, что на Руси первые колокольни появились в Пскове приблизительно к 1394 году, а в Новгороде – к 1437 году. Хотя, ещё тогда колокола встречались на столбах гораздо чаще, чем на колокольнях.
Вообще, по историческим документам известно, что звонница и колокольня, на самом деле, два различных понятия.
Звонница – стена с выемками для подвешивания колоколов, а колокольня – круглая или многогранная башня, внутри которой размещаются колокола, а звук распространяется через слуховые проёмы – окна. Получается так, что звон с колокольни исходит одинаково по горизонтали, а со звонницы – неодинаково. Существовали и сложные постройки-комплексы, соединяющие в себе и звонницу, и колокольню.
Конструкция
звонницы играет важную роль в распространении звука в окружающем пространстве, а кроме этого от неё во многом зависит качество ансамбля исполнителей. На ярусной, к примеру, колокольне, звонари не видят движений друг друга, поэтому им достаточно сложно добиться согласованности и гармонии. Звон получается сложнее и интереснее и тогда, когда колоколен несколько.
От формы слуховых проёмов колоколен непосредственно зависит качество звучания. Кроме этого, форма проёмов позволяет различить традиции инструмента различных народов. К примеру, у русских колоколен нередко полностью открыт весь ярус звона. Окна же венгерских колоколен достаточно малы. Звучание, естественно, получается различным.
Так получилось, что в России основной функцией колокольного звона было инструментальное сопровождение службы в православных церквях. Звон этот музыкой не считался.
Православие, как известно, не принимало инструментальную музыку, борясь с ней уничтожением инструментов. Но огромная сила звука, монументальность и загадочный тембр звона колоколов сделали его привлекательным объектом для церковной службы. Такое предпочтение православной церкви напрочь исключило колокола из ряда инструментальной музыки. Началось глобальное развитие искусства звона.
Запад же, во все времена спокойно относившийся к инструментальной музыке, напротив, организовывал колокольни с вольно подвешенными колоколами и устройствами для их раскачивания, на которых звучали мелодии классической и народной музыки. Куранты и карильоны, характерные типы колоколен, созданные на Западе, прочно вошли в ряды музыкальных инструментов.
Колокольня с
подбором колоколов имеет ряд отличительных особенностей: поразительная монументальность, пленэрность и привязанность к одной площади.
Создание звонницы заключалось в добавлении новых колоколов, реконструкции её. Не всегда сразу удавалось подобрать колокола, совместное звучание которых было бы идеальным. Порой, приходилось переливать некоторые колокола в новые, чтобы добиться их красивого полноценного звучания, случалось также из несколько плохозвучащих экземпляров сделать один отличный вариант.
Отдельно взятый
колокол или колокольчик не может дать такого полного и широкого звучания как целый подбор колоколов. Правильный колокольный подбор содержит в себе набор достаточно сложной информации, является важным средством коммуникации и частью религиозной службы. Разнообразные жанры колокольного звона обуславливались их различными функциями.
Даже не обращая внимания на то, что подбор колоколов на звоннице не относился к музыкальным инструментам, а звон – к инструментальной музыке, большинство людей, живших в те времена, считали его именно таковым.
Несомненно, любая колокольня с подбором колоколов обладает своими отличительными выразительными средствами и функциями. Поэтому она непременно должна выделяться в русском инструментарии как независимый музыкальный инструмент.
Огромное количество людей из различных социальных групп воспринимали колокольню как единое целое, это подтверждают рукописи писателей, композиторов, музыкантов тех времён.
Многочисленными родственниками среди музыкальных инструментов обладают
колокола и их подборы, отличаются друг от друга которые по:
• материалу, который используется в их изготовлении;
• источнику звука;
• по форме;
• по социальной функции.
Всё равно, музыкальные инструменты, схожие по каким-то из перечисленных свойств, различаются по другим. К примеру, самые близкие предки
колоколов на Руси – била, совершенно не имеют ничего общего с колоколами. У них различная форма и материал изготовления, зато эти экземпляры очень близки между собой по функциям и методам использования.