В рамках состоявшихся встреч были представлены планы по управлению религиозными объектами, включенными в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Состоялись круглые столы, посвященные совершенствованию управления объектами, а также использованию рекомендаций Комитета Всемирного наследия. В ходе пленарных заседаний рассматривались вопросы международного сотрудничества в сфере защиты объектов религиозного наследия.
В международном форуме приняли участие представители России, Мальты, Испании, Албании, Италии, Кипра, Хорватии, Греции и других стран.На форуме присутствовала делегация от Республики Татарстан. В ее состав вошли исполнительный директор Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры РТ, заместитель председателя Государственного Совета РТ Татьяна Ларионова, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, директор Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Фаргат Мухаметов, директор Свияжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин.
На пленарном заседании «Международное сотрудничество в сфере защиты объектов религиозного наследия» с докладом«Опыт взаимодействия между религиозными организациями и ЮНЕСКО» выступил глава Татарстанской митрополии.В начале выступления митрополит Феофан предложил почтить минутой молчания память жертв теракта в Париже.В своем докладе архиерей отметил, что Русская Православная Церковь последовательно поддерживает инициативу ЮНЕСКО по устойчивому управлению объектами Всемирного наследия религиозного значения. «Мы видим в этом начинании отступление от принципа радикального секуляризма, который знаком нам по советскому времени», — подчеркнул выступавший.
Митрополит Феофан выступил с критикой заявлений о том, что религиозные организации не могут должным образом заботиться о сохранности культовых сооружений — памятниках человеческой культуры. «Могу свидетельствовать о тысячах памятниках в России, которые были сохранены только потому, что были переданы верующим людям, тем, для кого восстановление храма — акт живой веры, а не просто соблюдение технических норм по защите объекта», — заявил архипастырь.При этом, по словам Его Высокопреосвященства, любой храм «может быть открыт для доступа профессионалов, для всех интересующихся нашим наследием, в том числе прибывающих из-за рубежа».
Владыка Феофан назвал упущением тот факт, что Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия не выделяет религиозные объекты в особую категорию.Залог сохранности храмов и монастырей — продолжающаяся в них активная церковная жизнь. В качестве примера подобных архитектурных памятников митрополит Феофан упомянул Троице-Сергиеву лавру, Новодевичий и Соловецкий монастыри. «Настоятели этих монастырей являются директорами государственных музеев и несут ответственность за их сохранность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Эта модель видится нам оптимальной, учитывая, что в соответствии с действующим законодательством передача объектов Всемирного наследия в собственность религиозных объектов не предусматривается. При этом, разумеется, государство продолжает нести ответственность за сохранность объекта и финансово участвует в его реставрации», — напомнил глава Татарстанской митрополии.
Исторические монашеские обители, оставаясь действующими монастырями, могут быть одновременно и музеями, и дискуссионными и научно-практическими площадками по вопросам охраны Всемирного наследия. «Например, в стенах Новодевичьего монастыря регулярно проходят тематические семинары, в том числе с участием представителей ЮНЕСКО. Этим разрушается существующий миф о якобы закрытости монастырей, их неспособности быть полноценными участниками сотрудничества по вопросам защиты памятников», — подчеркнул митрополит.Упомянув о надуманности конфликта, связанного с просьбой Санкт-Петербургской митрополии о передаче в ее пользование Исаакиевского собора, митрополит Феофан одновременно выразил глубокую благодарность музейному сообществу России за сохранение религиозных объектов.
Особо архипастырь коснулся темы исторических памятников в Татарстане, в первую очередь, на территории Казанского кремля. Здесь расположен ряд объектов, исторически принадлежащих Русской Православной Церкви. «Как глава Татарстанской митрополии я с интересом наблюдаю за развитием международной дискуссии о необходимости усиления роли религиозных общин в управлении объектами Всемирного наследия. Исхожу из того, что ее результаты будут вполне востребованы при определении порядка управления объектами Казанского кремля, имеющими религиозное назначение», — сообщил митрополит Феофан.В заключение выступавший выразил уверенность, что суть данной дискуссии заключается «в поиске баланса между очевидной необходимостью физической защиты объектов религиозного значения и сохранением для верующих людей возможности реализации своей религиозной свободы, следования духовным традициям, что немыслимо без свободного использования храмов, монастырей в тех целях, для которых они были созданы, а именно, искренней молитвы Создателю».
После выступления митрополит Феофан ответил на вопросы присутствующих. В частности, архиерей рассказал, каким образом осуществляется передача культовых объектов Церкви в Татарстане в соответствии с Федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».Татарстанская митрополия/Патриархия.ru