Очевидный факт, что мы живем в эпоху перемен и реформ в самых различных сферах общественной жизни. Но всегда ли это реформирование во благо, всегда ли оно оправдано и на самом деле необходимо? Или же за громкими призывами к переменам скрывается не стремление к благу, а только человеческая алчность? В последнее время в православной прессе неоднократно поднимался вопрос об обновлении церковных звонов. Речь здесь идет о нарастающей угрозе замены, причем неравнозначной замены, традиционных церковных колоколов металлическими пластинами, которые называют «плоскими колоколами» или «билами». А вот кому и для чего это нужно, каким образом происходит подмена одного из традиционных символов Русской Православной Церкви, вопрос очень интересный. Ведь церковь без торжественно-великолепного перезвона колоколов трудно себе представить. Сейчас же искусственно популяризируются «плоские колокола», способные только пародировать звук настоящего колокола. Обманом ли, убеждениями или просто подкупом действуют некие дельцы, посторонние, зачастую неверующие люди, но факт остается фактом: на колокольнях некоторых храмов уже «красуются» металлофоны – целый ансамбль из «бил». Глядя на это, создается впечатление, что пропагандирующие использование «плоских колоколов» люди чувствуют безнаказанность своих действий, доброту и терпимость верующих людей, пользуются Церковью, как прикрытием для достижения своего собственного обогащения. Эти люди, которые считают себя большими столпами церковной жизни, будучи на самом деле обыкновенными спекулянтами, создают целые общества для осуществления своей финансовой деятельности за счет церкви. Ими уже налажено массовое производство «плоских колоколов», которые при поддержке рекламы распространяются по храмам и монастырям, подменяя своим гулом колокольный звон. В поддержку своей деятельности бизнесмены приводят научные доводы в виде различных графиков и таблиц, что эти псевдоколокола звучат лучше настоящих колоколов, что это возрождение старинных бил.
Понятие «било» действительно существовало и есть сейчас в Церкви. Но и в старину, и сегодня церковные била никогда не использовались для замены колокола. Било - абсолютно самостоятельный, но весьма примитивный инструмент для созыва или оповещения людей. От него не требовалось красоты звучания, его целью было просто быть услышанным. Таким образом, билом можно назвать практически любую доску, бревно, железку, камень любой формы и размера, по которым можно производить удары чем-либо. Но для русского человека в таких звуках недостаточно красоты! Конечно же, выбирая между звоном колоколов и стуком колотушки по доске, всегда выбирали и выбирают первое. Колокольный звон своим благозвучием, красотой, мелодичностью покорил душу русских людей. Еще в старину зародилось искусство литья колоколов, и с течением времени именно русские литейщики отливали лучшие колокола. Колокольный звон по праву является одним неотъемлемых символов, одной из святынь Русской Православной Церкви! А била со временем перестали использовать за ненадобностью, и если они остаются еще где-то, то просто как дань старине.
А что же пытаются навязать Церкви сейчас? Предприимчивые дельцы объявляют набор из нескольких «бил», подобранных по звукоряду наподобие металлофона, новым типом звонницы. Но это всего лишь подмена существующих понятий, можно сказать, обман! Эти пластины, «плоские колокола», не имеют никакого отношения к традиционным церковным билам. Равно как и нельзя их назвать колоколами, потому что колокол может быть только настоящий, определенной формы, а плоская железка никак не сможет им стать!
На протяжении всего существования Русской Православной Церкви таких понятий, как «звонница из бил» или «плоские колокола» никогда не существовало. Сегодня все это насаждается искусственно, искажая одну из традиционных сторон церковной жизни. Нужно ли кому-то объяснять, что колокольный звон универсален? Он в полной мере соответствует всем требованиям церковного уклада. Колоколами можно трезвонить бесконечно разнообразно, исполнять благовест, Пасхальные, водосвятные, погребальные и другие звоны. А било очень ограничено в своих функциях, на нем невозможно исполнить и десятой доли того, что можно вызвонить колоколами.
Одним из преимуществ «плоских колоколов» называют возможность давать ноту большого колокола, несмотря на небольшой размер, при этом их цена значительно ниже. При этом предприимчивые продавцы почему-то умалчивают о том, что «била» звучат более-менее прилично только при слабом ударе. Как только удары усиливаются, звук искажается, становясь похожим на звук кастрюльной крышки. Поэтому для колокольни они не годятся, ведь издавать мощный, красивый, благозвучный, низкий звук может только большая масса и объемная форма, которая бы этот мощный звук держала. А это есть только в колоколе, который обладает всеми этими параметрами. Также очевидно, что ноту любого колокола, даже самого большого, можно повторить на многих музыкальных инструментах. Но ведь дело не в ноте, а в звуке, который при этом получается. Для сравнения можно с колокольни ударить в настоящий колокол и в «плоский», сразу становится понятно, что это абсолютно разные по красоте и мощности звуки.
Для православного человека колокола, их прекрасный перезвон были, есть и будут неотъемлемой частью церковной жизни, и сравнение спектра его звучания с различными железками ничего не меняет. Всем должно быть понятно, что инструментов с самозвучащим телом, к которым относится колокол, существует много: колокол, рында, било, гонг, металлофон, ксилофон, литавры, различные тарелки, колокольчики и другие. Но это, конечно же, не означает, что они взаимозаменяемы, в чем некоторые люди пытаются убедить. Все эти инструменты относятся к ударным идиофонам, соответственно на графиках спектры их звучания будут отчасти похожи, потому что у каждого из них есть свои обертоны и продолжительность звука. Но это относительное подобие существует только на бумаге, но не на практике. Скрипка и балалайка относятся к струнным инструментам, но в оркестре скрипку балалайкой никак невозможно заменить.
В какой-то мере покупка «плоских колоколов» оправдана в тех храмах, где вообще нет колоколов, а с деньгами достаточно напряженная ситуация. Здесь покупают такие металлофоны на время, пока не найдутся средства для приобретения настоящих колоколов. Но даже в таких случаях многие служители церкви предпочитают сначала купить небольшую звонницу, но не эти металлические пластины, продающиеся под видом колоколов. Но есть случаи, что в храме уже есть колокола, но все равно приобретаются еще и такие «била» якобы для разнообразия, превращая колокольный звон в какофонию. Никому из прихожан такие звуки не нравятся.
Впервые в Православной Церкви колокола зазвучали в 604-606 гг. во время служения папы Сабиниануса. С течением времени использование колоколов стало постепенно распространяться на христианский Восток, и уже в Константинополе они появляются в конце IX века по просьбе Императора Василия Македонянина в церкви св. Софии. На Руси колокола стали применяться после крещения. Таким образом, колокола являются древнейшим каноническим церковным инструментом, появившимся в Православной Церкви задолго до выделения католичества и Крещения Руси. Тот факт, что некие коммерсанты пытаются принизить значение церковных колоколов ради своей коммерческой выгоды, делает очевидным отнюдь не православный дух идеи насаждения «плоских колоколов». Литье колоколов - это не только производство, но и искусство, в которое мастера вкладывают душу, которое становится делом всей жизни, а не сиюминутной выгоды. Но ведь бизнесменам нужна большая и скорая прибыль, поэтому были придуманы эти плоские металлические пластины вместо колоколов.
Звон колоколов - это исконно церковный звук, который невозможно ничем заменить. Он индивидуален и неповторим, и менять его на фальшивые звуки «бил» по меньшей мере неразумно. Так пусть же с колоколен русских церквей раздается чистый и благостный звон настоящих колоколов!
Архив новостей
30.01.2011
Древнерусская литература о колоколах О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная ...
Древнерусская литература о колоколах О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная ...
29.01.2011
Гибель церковных колоколов в 1920-1930-е годы Но “мрачный фанатизм”, который, по словам ...
Гибель церковных колоколов в 1920-1930-е годы Но “мрачный фанатизм”, который, по словам ...
25.01.2011
Заявление Святейшего Патриарха Кирилла в связи со взрывом в аэропорту «Домодедово» Святейший ...
Заявление Святейшего Патриарха Кирилла в связи со взрывом в аэропорту «Домодедово» Святейший ...
20.01.2011
Сегодня из Воронежа в Мурманск доставили церковные колокола. Их изготовили специально для ...
Сегодня из Воронежа в Мурманск доставили церковные колокола. Их изготовили специально для ...
03.12.2010
Как прекрасно, что в нашем расчетливом, меркантильном и, к сожалению, подчас равнодушном ...
<< в начало << 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 >>Как прекрасно, что в нашем расчетливом, меркантильном и, к сожалению, подчас равнодушном ...