Колокола бывают разные: дверные и настольные колокольчики, поддужные, которые сродни бубенцам, декоративные, коллекционные, корабельные, пожарные, оркестровые и, наконец, церковные. Так или иначе, их изначальной функцией является сигнальная, любой колокол идеален в качестве сигнального средства. Но с течением времени к основной задаче колокола прибавлялись и другие: праздничный трезвон, тревожный бой набата, радостное позвякивание бубенцов свадебного поезда, траурный звон заупокойного колокола. Достаточно лишь одного звука, тона колокола, чтобы стал понятен весь смысл происходящего события. Даже самый простой музыкальный рисунок в исполнении колокола или набора колоколов становится необычайно ярким и красноречивым.
Несмотря на внешнее сходство, разница между различными видами колоколов весьма ощутима. Вот, например, оркестровые и церковные колокола. Оркестровые трубчатые (итальянские) колокола пришли к нам в Россию с Запада. Они очень рациональны, строго подобраны по высоте, содержат все тоны хроматической гаммы, но обладают относительно бедным, узким тембром. Возможно, поэтому они весьма похожи на куранты, которые должны в определённое время вызванивать определённую мелодию.
Чего не скажешь о церковных колоколах, которые обладают богатым тембром, обусловленным наличием неповторимого набора обертонов. Тембр церковного колокола зависит от его формы, толщины стенок и состава сплава, а также от множества других, менее значимых факторов. Только настоящему мастеру под силу отлить колокол со своим неповторимым по красоте голосом. Для того чтобы ожила и запела груда металла, нужно обладать немалыми знаниями, опытом, особым чутьём.
Церковный колокол можно назвать Личностью, ведь неслучайно многие колокола, особенно крупные, имеют собственное имя. К тому же, логика церковного колокольного звучания совсем не такая, как в классической музыке. Здесь нет традиционных ладов, аккордов и нот. Церковная музыка в исполнении колоколов – это созвучия, едва различимые для большинства людей, слитые в одно и в то же время плавно переходящие друг в друга, как слитый в одно звездный туман Млечного Пути.
Звуковое богатство колокольного звона неполно без особого смысла церковной службы. О нем нужно говорить отдельно и много. Но любой церковный звон напрямую связан с молитвой, поэтому слушать церковные колокола просто как музыку, значит не постигать глубокий смысл их звучания.
Неповторимо звучание каждой храмовой звонницы. Нет двух церквей, которые бы обладали абсолютно одинаковым набором колоколов. Подбор колокольного ансамбля — тоже весьма непростая задача, можно сказать, искусство, ведь каждый колокол индивидуален по звучанию, нужно подобрать гармоничное сочетание их между собой.
Колокольный звон очень разнообразен, звонари могут проявить некоторую фантазию, но, с другой стороны, все звоны подчиняются богослужебному уставу и поэтому довольно строго регламентированы. Можно выделить четыре основных вида звонов, но внутри них возможны вариации.
Благовест (ударение на первый слог) – звон, несущий благую весть, то есть возвещающий начало церковной службы. Этот звон представляет собой поочередные мерные удары в большой колокол. Но даже в таком простейшем музыкальном рисунке есть свои тонкости, касающиеся продолжительности звона, частоты ударов, общей организации звона.
Трезвон или тризвон - одновременное звучание нескольких колоколов, это самый богатый и разнообразный звон. Его характер напрямую зависит от церковного календаря: в большие праздники он пышен и великолепен, а в дни поста проще и скромней.
Перезвон - этот вид звона означает значимость некоторых эпизодов богослужения, своего рода предупреждение об особом внимании. Перезвон слышен как последовательные удары по колоколам, чем больше колоколов в нём участвует, тем важнее происходящее в службе. Перебор – траурный звон. В нем также участвуют все колокола в переборе. По каждому колоколу один удар, от малого к большому, а в конце - аккорд из всех колоколов. Этот звон символизирует человеческую жизнь от младенчества (маленькие колокола) к молодости (средние), а затем — к зрелости (большие колокола). Заключительное созвучие всех колоколов означает момент смерти, тот миг, когда весь жизненный путь проходит перед глазами умирающего
Архив новостей
30.01.2011
Древнерусская литература о колоколах О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная ...
Древнерусская литература о колоколах О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная ...
29.01.2011
Гибель церковных колоколов в 1920-1930-е годы Но “мрачный фанатизм”, который, по словам ...
Гибель церковных колоколов в 1920-1930-е годы Но “мрачный фанатизм”, который, по словам ...
25.01.2011
Заявление Святейшего Патриарха Кирилла в связи со взрывом в аэропорту «Домодедово» Святейший ...
Заявление Святейшего Патриарха Кирилла в связи со взрывом в аэропорту «Домодедово» Святейший ...
20.01.2011
Сегодня из Воронежа в Мурманск доставили церковные колокола. Их изготовили специально для ...
Сегодня из Воронежа в Мурманск доставили церковные колокола. Их изготовили специально для ...
03.12.2010
Как прекрасно, что в нашем расчетливом, меркантильном и, к сожалению, подчас равнодушном ...
<< в начало << 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 >>.Как прекрасно, что в нашем расчетливом, меркантильном и, к сожалению, подчас равнодушном ...