Очерк "Исторические колокола" написан известным писателем, знатоком русской старины М. И. Пыляевым (1842- 1894). Его текст приводится полностью по изданию в журнале "Исторический вестник" (1890, октябрь). Сохранена структура статьи, ссылки и примечания сделаны автором и даются без изменения.>Колокол это голос церкви, зовущий издалека и посылающий равномерный привет дворцу и лачуге. Паоло Мантегацца. Начало употребления колоколов. - Значение слова: колокол. - Клепала и била. - Легенда о Пронском биле. - Сказание о древних новгородских колоколах. - Чугунные, стеклянные, глиняные и деревянные колокола. - Подразделение колоколов. - История Набатного или Всполошного колокола. - Вечевые колокола. - Колокола Красного звона. - Пленные и ссыльные колокола. - Царские золотые и лыковые колокола. - Отливка колоколов. - Замечательные по звуку колокола. - Криптографические надписи на колоколах. - Искусство звонить. - Крещение колоколов. - Надписи на колоколах. - Царь-колокол и его история. - Иван Великий. - Большой Успенский колокол. - Случай при поднятии этого колокола. - Колокола: Реут, Вседневный, Медведь, Лебедь, Широкий, Слободской, Ростовский, Немчин, Глухой и Корсунские зазвонные. Начало употребления колоколов приписывается египтянам; по словам историков, колокола будто бы употреблялись при священнодействиях в праздники Осириса. Грекам также были известны колокола: у афинян при храмах Прозерпины существовали колокола с тою же целию, как у нас, - ими народ призывался к богослужению. Тибул Страбон и Полибий, жившие за двести лет до Рождества Христова, говорят о колоколах, а позднее Иосиф Флавий подробно описывает их в своих еврейских антиквариях. В Китае и Японии древность некоторых колоколов нисколько не уступает древности Рима, Греции и даже Иудеи и Египта. Слово "колокол", по догадкам некоторых ученых, имеет корень с греческого "калкун", означающее клепало или било. Первые колокола при церквах на Западе введены в употребление в конце VI века. Литье первых колоколов приписывают Павлину, епископу Польскому, что в Кампаньи; думают, что от этого и произошло латинское их название сатрапа и nola. При христианских храмах колокола, надо полагать, вошли в употребление на Западе не раньше конца VI или начала VII века; существует предание, что когда в 650 году войска Клотария осадили Орлеан, то орлеанский епископ Луп велел звонить в соборный колокол при церкви св. Стефана; осаждавшие, испугавшись этого звона, приняли его за голос ангела и поспешно сняли осаду города. На Востоке колокола употреблялись весьма редко; при взятии Константинополя турками колокола были уничтожены и сохранились только в немногих местах Сирии и Палестины. Турки запрещали колокола под тем предлогом, что будто бы звук их возмущает покой душ, витающих в воздухе. Колокола, как у древних, так и у христианских народов употреблялись в разных случаях: звон их призывал народ в храмы, извещал о времени, возвещал о начале действий военных и выступлении в поход. В некоторых местах звонили в колокола, когда вели на казнь преступников; случался пожар в городе, или смерть царя, епископа и даже частного лица. В небольших городах и монастырях, как уже мы заметили, колокола заменялись клепалами, билами или просто досками, как, например, в Греции, где их называли симандрами; это были просто деревянные и железные полосы, в которые били палками или колотушками. Подобные доски находились в XII и XIV веках в новгородских и псковских церквах - они и теперь еще употребляются на Алтае и в Сибири в старообрядческих скитах
Архив новостей
07.02.2011
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. В чине благословения ...
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. В чине благословения ...
04.02.2011
Колокола, словно живые существа Русский человек испокон веков уподоблял колокол человеку. Его ...
<< в начало << 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 >>Колокола, словно живые существа Русский человек испокон веков уподоблял колокол человеку. Его ...