Церковный колокольный звон во все времена размерял течение дней, время трудиться и отдыхать. Традиционно он возвещал благую, добрую весть о начале богослужения, созывая верующих в храм, а не присутствующим там — о времени совершения особенно важных частей богослужения. Этот звон от мерных ударов в один большой колокол называется благовестом, как и сам колокол, в который звонят.
Звоном одиноких ударов в колокол указывали путь заблудившемуся путнику в лесу, а в древности они были у нас большие и дремучие, или в снежную метель, рыбакам, находившимся в море на лодках в туманную погоду.
О грозящем стихийном бедст¬вии — урагане, наводнении, эпидемии, случившемся несчастье — пожаре или другом бедствии, оповещали частыми ударами в колокол, так называемым всполошном звоном.
В тревожные дни приближения врага созывали мужчин для борьбы с неприятелем.
Троекратный торжественный звон во все колокола с малыми перерывами — трезвон оповещал народ о победе, возвращении с поля брани победителей. Медленные одинаковые удары колоколов, выражающие грусть и скорбь, напоминают о погибших.
С 1958 года на кладбище Эттерс¬берга в германском городе Веймаре разносится глухой, волнующий душу звон «Колокола мира». С легкой руки композитора В. Мурадели и поэта А.Соболева в народе его назвали по их одноименной песне «Бухенвальдским набатом» — в память бесчисленных жертв Бухенвальда. Бывая здесь, я всматривался в этот колокол, напоминающий форму старинного пчелиного улья. В верхней его части над креплением вместо проушин — выразительно отлитые из бронзы человеческие простертые вверх руки, опутанные колючей проволокой. Складывается впечатление, что именно они приводят колокол в движение, создавая скорбное заклинание встать всем людям Земли за сохранение мира на планете.
Звон колоколов придает особую проникновенность мемориалу в селе Кортелисы на Волыни и Ха¬тын¬скому мемориалу в Беларуси.
Под звук медленных ударов по одному разу в каждый колокол с самого малого до самого большого, а затем во все колокола одновременно (перебор, выражающий грусть и скорбь об усопшем) провожают покойника в последний путь.
Грозный и протяжный звон колокола созывал граждан в Киеве и других крупных городах в начале XI века на вече для обсуждения важ¬ней¬ших вопросов войны и мира, судьбы тех или иных князей. Отсюда и название — «Вечевой» колокол.
Из всех звонов самый величественный — красный звон (от слова «красивый»). Это когда звучат все имеющиеся на колокольне большие, средние и малые колокола одновременно. Под этот звон проходят особенно торжественные храмо¬вые праздники, венчание молодых, встречи высоких лиц духовенства, особых гостей. Все храмы Киева красными звонами встречали приез¬ды императоров и императриц России. Звучал он и на инаугурации пре¬зидента Украины Виктора Ющен¬ко, и во время выступления на Михайлов¬ской площади президента США Билла Клинтона в 2000 году.
С XVI века известны башенные часы на колокольнях лавр, соборов и больших монастырей, куранты которых отбивают четверть, половину и каждый час. Именно тогда в Киеве на еще деревянной колокольне были установлены первые такие часы.
— А ныне действующие — это уже четвертое их поколение, — рассказывает заведующий сектором Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника И.Федоряченко. — Они смонтированы в 1903 году и работают до сих пор без капитального ремонта. При стабильной температуре воздуха допускают отклонение от точного времени не более пяти секунд в месяц. Заводятся поднятием гири на высоту 14 метров. Останавливались только на период Второй мировой войны.
То, что колокольный звон вошел в жизнь и плоть народа, подтверждается появлением в большом количестве посвященных ему народных песен. Это «В городе звоны», «Слышно было вдалеке», «Звонили звоны», «У Спаса к обедне звонят», «Звенят колокола». В этом же списке и всеми любимая песня «Вечерний звон», слова которой перед смертью продиктовал своей дочери годами прикованный к постели слепой поэт И.Козлов.
Колокольные звоны не раз воспроизводились в оперном творчестве композиторов. Здесь можно услышать все его разновидности — набат в сцене пожара в Путивле в опере А.Бородина «Князь Игорь», всполошной звон, созывающий опричников на Красную площадь в «Опричнике» П. Чайковского, торжественный звон, сопровождающий въезд Ивана Грозного в «Псковитянке» Н.Римского-Корсакова, ликующий звон в эпилоге «Ивана Сусанина» М.Глинки, тревожный призывной звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» М.Мусоргского и в ней же — мрачный, скорбный погребальный перебор в сцене смерти Бориса. Использовали колокольные звоны композиторы в увертюрах, музыкальных поэмах и других произведениях.
Архив новостей
07.02.2011
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. В чине благословения ...
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. В чине благословения ...
04.02.2011
Колокола, словно живые существа Русский человек испокон веков уподоблял колокол человеку. Его ...
<< в начало << 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 >>Колокола, словно живые существа Русский человек испокон веков уподоблял колокол человеку. Его ...