С появлением христианства не сразу возникли колокола. В храмы на богослужение верующие сначала созывались трубами. Затем использовали деревянные била или кандии, позже появились клепала — железные или медные полосы, согнутые в полукруг. При ударе по ним металлическим предметом получался звон. Как экспонат одно из таких клепал выставлено в музее главной колокольни Киево-Печерской лавры.
Изобретение колоколов в 411 году приписывается святому Павлину — епископу Ноланскому. По преданию, увидев во сне полевые цветы-колокольчики, издававшие приятные звуки, он велел отлить из металла колокола в форме цветов. Но только в начале VII века папа римский Савиниан придал колоколам христианское значение.
На Руси колокола стали появляться почти одновременно с крещением ее святым Владимиром в 988 году. Сначала их завозили из-за границы и были они небольшими. На колокольнях храмов висело их по два-три, и то не на всех.
В XIV веке в Москве, Суздале, Новгороде, Киеве, Львове, Чернигове, затем в Нежине, Глухове, Остроге, Самборе, Перемышле, Раве-Русской и других городах появились заводы по отливке колоколов и пушек. Начали отливать колокола не только малые, но и больших размеров. Ведь чем больше колокол, тем звон его громче, колоритней, слышно его на большом расстоянии. Вес их исчислялся десятками и даже сотнями пудов. А било, которым ударяют в стенки колокола, назвали языком, который и воспроизводит речь, обращенную к народу.
Старейшим из дошедших до наших дней колоколов является «Святоюрский», отлитый мастером Яковом Скориной в 1341 году во Львове. Он и сейчас висит в этом городе на колокольне собора Святого Юра.
Названия колокола получали в соответствии с предназначением, например «Ранний», «Будничный», «Скликун», «Постовой», «Субботний», или от имени того, на чьи пожертвования отлит. Во Львовской латинской катедре большой колокол назван «Бенедикт» — именем львовского католического епископа, в Черниговском Борисоглебском соборе — «Потемкин», по имени его заказчика. В Киево-Печерской лавре колокол, отлитый в 1733 году, получил название «Кола» в честь настоятеля архимандрита Романа Колы, «Балык» — по фамилии киевского бургомистра Сазонта Балыка, на чьи пожертвования он был изготовлен в 1613 году.
Постепенно в колокольном мастерстве литейщики приобрели знания об особенностях музыкальной акустики, свойствах меди и олова, их пропорций в сплаве. Именно этим при ударах достигается полный, чистый звук и в то же время хорошо выдерживаются механические воздействия, обеспечиваются крепость и упругость. Колокололитейщики научились наносить на свои изделия богатые орнаменты, пространные надписи, в которых указывали время создания колокола и имя мастера. Особой красотой и пышностью отличалось декоративное убранство благодаря растительным узорам с вьющимися в волнообразных изгибах или свисающих стебельках из мелких трилист-ников.
Одним из лучших киевс¬ких литейщиков был Афанасий Петрович. Для Киево-Вы-дубецкого монастыря он отлил в 1690 году стопудовый колокол под названием «Старший».
Выдающимся памятником не только литейного искусства этого мастера, но и истории украинского казачества стал колокол «Ки¬зикермен» для колокольни Успенского собора в Полтаве. В 1695 году полтавские казаки под ком¬андованием полковника С. Герцика в походе на турецкую крепость Кизикермен (возле пристани г. Берислава на Херсонщине) не только одержали победу, но и добыли много трофейных пушек противника. Из них Афанасий Петрович отлил колокол весом более ста пудов. Соответствующая надпись на нем явилась мемориальной памятью военных успехов казачества.
Для Киево-Софийского собора мастер отлил колокол «Мазепа», который и сейчас висит на соборной колокольне. Надпись на нем указывает, что отлит он в 1705 году во время царствования Петра I и гетманства Ивана Мазепы при митрополите Варлааме Ясинском. Среди старых колоколов, сохранившихся в Украине, он самый большой. Нижний диаметр его сос¬тавляет 1,55 м, высота — 1,25 м, весит около 800 пудов.
Для этого же собора отлили киевские литейщики Степан Михайлов — колокол «Сокол» в 1741 году и И.Коробкин два колокола — в 1776 и 1781 годах. Работы И. Коробкина были на колокольнях Спасского собора и Вознесенской церкви в Чернигове. Для Трехсвятительской церкви в Киеве в 1824 году колокол отлил Артем Лысенко. Известны работы Алексея Звонника, который некоторое время был киевским бургомистром, а затем отливал колокола. Славился своими работами на Львовщине Федор Полянский.
Колокол служит 100—200 лет, если он не висит без дела. Вибрация со временем разрушает структуру металла. Его звук становится надтреснутым, глуше, теряет мелодичность. Он устает, и такой колокол необходимо перелить. За всю историю древних украинских храмов известно немало фактов их переливания. На том же самом полтавском колоколе «Кизикермен» более чем через полтора столетия образовалась трещина. Его перелили в 1880 году с соблюдением всех прежних надписей и дат.
Из приезжих мастеров, работавщих в Украине, особая роль принадлежит московскому колокололитейщику И. (I.) Моторину, автору знаменитого «Царь-колокола». В 1732 году он отлил тысчепудовый «Успенский» колокол для Киево-Печерской лавры, а в следующем году — колокол «Рафаил» весом 800 пудов для Киево-Софийского собора в честь киевского архиепископа Рафаила Заборовского.
Сделать большой колокол — великое мастерство, но не менее важным было установить его. Это требовало не только огромных усилий, но и особого опыта.
В честь приезда в августе 1896 года в Киево-Печерскую лавру императора Николая II с императрицей монахи предложили отлить колокол. За собранные деньги, лаврские средства и пожертвования верующих заказали известному тогда московскому колокололитейщику П. Финлянскому памятный колокол. К августу он был отлит и по железной дороге доставлен в Киев на товарную станцию.
822 солдата саперной бригады почти двое суток группами, сменяя одна другую, тащили шестью канатами колокол по неровной дороге на деревянных полозьях в лавру. Возле колокольни соорудили леса в виде квадратной шахты, по которой четырьмя лебедками поднимали колокол с фиксацией его на определенной высоте подъема. Через два с половиной часа колокол был поднят на высоту 33 метра. Примерно столько же времени заняло его крепление. А уже в 17 часов 26 августа 1896 года «Братский» колокол впервые созывал верующих к вечерне.
В конце XVIII — начале XIX веков во время праздников, отдельных служб, в субботние и воскресные дни невообразимый гул перезвонов стоял над Киевом, когда несколько тысяч колоколов звонили в храмах одновременно. Перекликаясь, они несли в сердца людей радость и божью благодать.
Архив новостей
18.02.2011
Из Истории Художественного Литья На Руси (Часть 1) Археологические исследования доказали широкое ...
Из Истории Художественного Литья На Руси (Часть 1) Археологические исследования доказали широкое ...
16.02.2011
РУССКИЕ КОЛОКОЛА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ Александровское подворье построено там, где находились Судные ...
РУССКИЕ КОЛОКОЛА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ Александровское подворье построено там, где находились Судные ...
15.02.2011
Тайна царского серебряного колокола На следующий день, 7-го июля, корабли подошли снова ...
Тайна царского серебряного колокола На следующий день, 7-го июля, корабли подошли снова ...
12.02.2011
О колокололитейном искусстве Летописи обычно упоминают о литье колоколов , переливке и ...
<< в начало << 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20О колокололитейном искусстве Летописи обычно упоминают о литье колоколов , переливке и ...