Звон
колоколов всегда создает ощущение магической силы, некоего волшебства и таинственности. Это впечатление создается не столько самим ударом в колокол, сколько его гулом. Вологодская летопись XVI века гласит о необычном таинственном явлении: колокола внезапно сами загудели. Многие жители, слышавшие этот гул, говорили: «В субботу в самую заутреню мнози слышали, что колоколы московские на площади звучали о себе тако, коли после звону звучат». Это повествование о самопроизвольном гуле колоколов без всякого сопровождавшего его звона вызывает ассоциацию с легендой о Китежских колоколах. Благодаря молитвам святой Февронии Великий Китеж стал невидим, лишь слышен был гул Китежских колоколов, но и они были незримы. Гул этот услышали татары, пришедшие захватить город, а с ними и предавший своих соотечественников Гришка Кутерьма. Впоследствии он сам попросил плененную Февронию закрыть шапкой его уши, чтобы не слышать этого гула, который пробуждали муки совести.
Колокола, сыгравшие определенную роль в русской истории, служили народу благодатной пищей для немалого количества красивых легенд. Русские люди всегда сочувствуют слабым и угнетенным, без вины понесшим наказание. Так и с колоколами. Известна история, например, с Углическим колоколом, который был высечен кнутом и отправлен Сибирь в город Тобольск. В народе говорили, что звон этого колокола имел целебные свойства, излечивал больных детей и взрослых. Предание гласит, что этот
колокол был чудотворен: «Почти каждый день можно было слышать глухой звук этого колокола: это крестьянин, взобравшись на колокольню, обмывает язык колокола, несколько раз звоня при этом, а воду уносят в туесках домой, как средство против детских болезней». Сослали этот колокол, предварительно наказав розгами, за то, что возвестил он о смерти царевича Димитрия в 1593 году.
На весь мир известны валдайские звонкие колокольчики. Об их возникновении повествует другая красивая сказка-легенда. Она утверждает, что были сделаны они из Новгородского вечевого колокола. Бытует эта легенда, конечно же, на Валдае.
Иван III после завоевания независимого Новгорода приказал вечевой новгородский колокол снять с Софийской звонницы и отправить в Москву, чтобы звучал в один голос со всеми русскими колоколами и не возвещал бы больше о вольнице. Но до Москвы он так и не добрался. На одном из крутых склонов валдайских гор сани, на которых перевозили колокол, опрокинулись, испуганные кони понесли. Огромный
колокол сорвался с воза и, упав в глубокий овраг, разбился вдребезги. Неведомая сила превратила множество мелких осколков в маленькие, чудесно рожденные колокольчики. Местные жители бережно собрали их и стали отливать по их подобию свои, возвещая славу новгородской вольницы по всему свету.
Есть гораздо более правдивые варианты этой легенды. Например, один из них говорит, что валдайские кузнецы просто собрали обломки вечевого колокола и из них отлили свои первые колокольчики. Другие версии рассказывают о вполне конкретных персонажах — кузнеце Фоме и страннике Иоанне: «Вечевой колокол, свалившись с горы, разбился на мелкие части. Фома, собрав горсть осколков, отлил из них непередаваемо звонкоголосый колокольчик. Этот колокольчик выпросил у кузнеца странник Иоанн, надел себе на шею, и сев верхом на свой посох, облетел с колокольчиком всю Россию, разнося весть о вольнице новгородской и славя валдайских мастеров».
Не только в христианском мире известны колокола. На Востоке существовали свои легенды, связанные с ними. Например, в Турции есть поверье, что звон
колоколов тревожит спокойствие душ умерших, витающих в воздухе. После захвата и разорения Константинополя в 1452 г. турки, скорее, из-за религиозных противоречий уничтожили почти все византийские колокола, за исключением единичных, находящихся в отдаленных монастырях Палестины и Сирии.