малая звонница

Колокольные церковные звонницы
в наличии, большой выбор, малые звонницы на заказ c дарственными надписями и ликами святых!!!


Заказать колокола в Воронеже:

+7 (473) 200-70-26
+7 (910) 247-38-37


Колокольная мастерская изготавливает на заказ церковные звонницы – наборы из 5 колоколов в наличии: +7(473)2911-984.
Орнаменты на колоколах

На протяжении нескольких столетий колокола русской церкви украшали разными способами. В древности наружную сторону колокола украшали короткой надписью, содержащей имя мастера, который отливал колокол или словами молитвы. С течением времени колокола украшались более длинными надписями с содержанием имени вкладчика и членов его семьи, приводились выдержки из молитвенных текстов, события истории, которые указывали причину вклада.

Очень часто на колоколах содержались записи, свидетельствующие о здравии вкладчика или об упокоении людей близких ему. Даже если колокол разбивался или на нем обнаруживались повреждения, он все равно продолжал выполнять возложенную на него функцию. После переливки это был уже другой колокол, иногда с заметным увеличением веса. Исследование надписей и композиции шрифтов русских колоколов помогло установить тот факт, что для создания системы расположения надписей, выполненных вязью, привлекались лучшие иконописцы-изографы. Русским мастерам удавалось удивительным образом разместить по поверхности колокола различные элементы орнамента, что позволило подчеркнуть преобразования направлений кривой профиля колокола.

Рост и расширение великого княжества Московского, которое в 1547 году стало Российским царством, обязывали правителя заняться вопросом украшения столицы. В период царствования Ивана Васильевича было возведено более 60 храмов и 40 монастырей. Большое значение в жизни государства имели колокола. Колокол Василия III в начале XVI века имел самый большой вес – 450 пудов, в конце века вес вырос до 2400пудов. С течением времени вес колоколов продолжал расти и остановился в 1735 году, когда был отлит Царь-колокол, имевший вес более 12000 пудов.

Особым вниманием в то время пользовалось художественное оформление колоколов. Колокола XVI века были различных профилей: вытянутые и широкие, приземистые, нижний диаметр бывал больше, чем вся высота колокола с ушами. Зачастую мастера-литейщики того времени оформляли колокол и его уши красивым травным орнаментом. Наиболее распространено такое украшение на колоколах Пскова. В XVII веке русские мастера литейного искусства колоколов создают свой колокольный профиль, который претерпев незначительные изменения, использовался до начала XIX века. В этом профиле гармонично сочетаются высота и диаметр, характерным является плавный контур с мягкими изгибами.
Освящение колоколов Евсевием, архиепископом Псковским и Великолукским, г. Псков
В начале XVII века, после смерти великого мастера колокололитейного дела, в Россию опять начали приглашать немецких специалистов. Ганс Фальк работал над всеми важными литейными работами. Московские мастера Данила Матвеев и Емельян Данилов конкурируют с ним. И именно Данилову было поручено отлить восьмипудовый колокол. Соперничество с немецким мастером способствовало рождению красивого, мягкого звона российских колоколов, сильно разнящимися с резким голосом иностранных собратьев. Мастера этого времени тонко чувствовали красоту профиля, не перегружали его слишком объемными украшениями. Основными украшениями колокола по-прежнему являются пояски поперечного орнамента, валики, травные орнаменты и надписи. Украшают верхнюю часть колокола или самый низ, оставляя основные поля чистыми, чтобы не изменить голос.
Освящение колоколов  Свято-Троицкого храма, г. Воронеж Освящение колоколов Варнавой, митрополитом Чебоксарским и Чувашским Церковный колокол 150кг Набор из 7 колоколов с благовестником
В XVII веке Пушечный двор Москвы является первым производителем колоколов и работает над всеми заказами русского царя. Какое количество мастеров трудилось над заказами неизвестно. Большая часть заказов была на литье орудий разных калибров для русских городов-крепостей. Андрей Чохов в подписи на своих колоколах добавлял «пушечной литец». Главным отличием в истории колокололитейного дела XVII века было образование первого частного литейного производства, которое открыл известный мастер Федор Моторин, до этого работавший на пушечном дворе. С династией Моториных ассоциируется расцвет сверхтяжелого цветного литья в России. Исторические данные говорят о том, что колокола, произведенные именно в Москве, возглавляли звон самых лучших колоколен монастырей и храмов.
Освящение колоколов, станица Тбилисская,  Свято-Покровский храм Освящение колоколов Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским
Массовое производство колоколов XVIII и начала XIX века было аналогичным предшествующему периоду. Исключение делалось для заказов правительства. Московский Царь-колокол – уникальное произведение. Работавший над ним мастер Михаил Иванович Моторин разработал лишь профиль и разместил пояски, украшением же занималась группа «скульптурных и пьедестальных» профессионалов. Они работали над общим видом колокола и украшением его деталей.

Большой интерес вызывают колокольни Исаакиевского собора Санкт-Петербурга и московского Храма Христа Спасителя. Их оформлением занимались архитекторы этих храмов. Колокола Храма Христа Спасителя имеют неповторимый орнамент, который не встречался раньше и не повторяли позже. Может быть он создан под началом главного архитектора этого храма - Константина Андреевича Тона. На него указывают изучения элементов украшения и этого, и нескольких других строений, проектированием которых он занимался. Колокола Храма Христа Спасителя долгое время являются образцами по литью колоколов. С них заимствовались надписи и украшения.

Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:
- горизонтальные пояски и бороздки
- орнаментальные фризы (растительные и геометрические)
- выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание
- рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.

Горизонтальные пояски с наружной части колокола похожи на тонкий одинарный или двойной обруч и фиксируют любые колебания кривой, которая образует внешний профиль колокола. Переход округлого Плеча колокола в отвесную часть между Плечом и Полями колокола украшается пояском. Еще один поясок ставят при утолщении нижней части профиля и переходу к Полям. Место перехода Полей к Валу – самой толстой части колокола – оформляется сложным тройным поясом. Самая нижняя колокольная часть – Губа на границе с Валом украшается еще одним одинарным пояском. Иностранные мастера, занимавшиеся обучением русских учеников, располагали пояски на колоколах иным образом, позволяя более свободное обращение с колокольной архитектурой. Именно русским мастерам принадлежит описанная система расположения поясков. Небольшие изменения были внесены в порядок расположения поясков, который дошел до начала XX века – в это время колокололитейное дело в России было остановлено.

Времени царствования Бориса Годунова принадлежит первый установленный случай оформления колокола растительным орнаментом с готическими корнями, известный, как трилистник, тоже добравшийся до наших времен с небольшими изменениями. Место расположения трилистника могло быть над верхними поясками, под ними или в сочетании. В середине XVII века на колоколах с весом от 12 пудов и больше появился орнаментальный фриз из арабесок и сложные пояса, представляющие собой перевивающийся растительный орнамент с присутствием геометрических элементов.

Нередко между двумя поясами находился текст надписи. Первые надписи на русских колоколах появились давно. Яркий пример тому – Никоновский колокол Троице- Сергиевой лавры 1422 года. Текст надписи иногда занимал 1-2 строки, а мог располагаться и по всему телу колокола, являясь основным его украшением.

Внутренняя надпись обычно содержит информацию о времени литья колокола, именах заказчика, мастера и вкладчиков. Иногда в надписи встречались слова молитвы, определяя значение колокола как гласа Божьего.

Профиль любого колокола состоит из внутренней и внешней поверхности. Структура внешнего профиля довольно таки сложная.

Корона колокола – это Маточник (иногда был в виде петли), представляющий собой усеченную пирамиду и Уши, количество которых зависело от размеров колокола. Маточник с шестью Ушами – двумя парными и двумя непарными является самым распространенным. Такие короны встречаются на колоколах с весом от половины пуда до 2 тысяч пудов. Огромные Большой Успенский и Царь-колокол имеют короны, состоящие из Маточника и восьми Ушей.

Еще один обязательный элемент – Сковорода, представляющая собой утолщенное основание Короны. За Сковородой идет Глава, которая состоит из Плечей и верхнего и нижнего ярусов поясков. Место между поясками – для расположения надписи. Сверху поясков находятся украшения, изображающие Силы Небесные или другие. Под нижними поясками – Поля, которые отделяются от Вала сложным трехсоставным пояском. Губа – самая нижняя часть колокольного внешнего профиля. От Вала отделяется пояском.

Украшение колокола несет отпечаток эпохи, соответствует ее вкусам. Обычно включает такие элементы: рельефные иконы, орнаментальные фризы, надписи и орнаменты

Русские колокола ранних времен оформлялись очень просто. Единственным украшением Никоновского колокола, дата отлива которого 1420 год, является надпись в верхней части Полей колокола. В надписи раскрывается дата отливки и имена вкладчиков колокола. Надпись сделана красивым уставом. Она представляет собой украшение, ассоциирующееся с геометрическим орнаментальным фризом.

Одновременно с вкладными надписями появились орнаментальные пояса для украшения верхушки полей колокола. Ими же украшали уши колоколов. В середине XVI века славились работы псковских мастеров, которые соединяли в орнаментальных поясках изображения трав и животных. Надписи на колоколах псковских мастеров располагаются даже в верхней части сковороды.

В XVI и начале XVII века дополнением к надписям был орнамент в виде двух цветущих переплетающихся растений. Таким орнаментом украшены вкладные царские колокола «Лебедь» и «Годунов». Если провести сравнительный анализ этих колоколов с колоколом «Реут», то вывод будет один: их украшением занимался знаменитый мастер Андрей Чохов. В XVI веке появился и фриз в виде трилистника. В это же время появились растительные орнаменты, включающие медальоны с изображением различных животных. Встречаются они на псковских и новгородских колоколах XVI века.

Самым ранним рельефом на колоколах было изображение Сил Небесных: шестикрылых Серафимов и Херувимов. Для разных колоколов характерным является определенный вид изображения Сил Небесных.

В поточном производстве колоколов в России в конце XVIII века появились рельефные изображения икон. Настоящим расцветом преображения русских колоколов стали 1870-1917 годы. Для этого периода характерны элементы разных стилей и размеров, которые наносили на поверхность колокола, иногда они закрывали всю поверхность. Зачастую внешнюю часть колокола подвергали обтачиванию, на рельефы наносили бронзовую или серебряную пудру.

Протоиерей Аристарх Израилев, изучавший звучание русских колоколов, был противником рельефных изображений. Он считал, что высота рельефных украшений ухудшает голос колокола. Конечно, очень впечатляют богато украшенные и сверкающие колокола. Но через несколько лет колокол покроет серая патина, и в таком виде колокол простоит много лет. Ответ на вопрос о том, должны ли колокола украшать иконами, зависит от вкуса заказчика и тонкого чутья мастера. Оформление колоколов иконами и другими украшениями допустимы в низком рельефе, с соблюдением меры и красоты. Допустимый рельеф на колоколах от 1 до 10 пудов не должен быть выше 5 миллиметров. На больших колоколах допустим высокий рельеф, но и он не должен превышать 30-40 миллиметров. Принципиально важно, чтобы рельеф создавался для колокола, а не колокол для рельефа.

Колокольная надпись должны информировать о храме, в который вкладывается колокол, о его дате, весе и вкладчиках. Поминальным надписям тоже можно найти на нем место.

В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания.

 
Новости
Архив новостей

Заказать производство колоколов можно по телефону в Воронеже:
+7(473) 200-70-26, +7 (910) 247-38-37
г. Воронеж, ул. Промышленная, д.4
vipbells@mail.ru
Skype: vipbells
молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь Притчи