Чудо Покрова случилось ночью во Влахернском храме города Константинополя. В Константинополе построено множество храмов, но наиболее почитаемым слыл Влахернский храм. Он возвышался на берегу залива Золотой Рог. Здесь находился золотой ковчег, обрамленный драгоценными камнями. В ковчеге хранилась риза
Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. В храме происходило чудесное действо. Когда то в Константинополе был в одном из храмов образ Святой Девы, а перед ним висел покров, закрывающий образ. И каждую пятницу на вечерне этот покров без людской помощи, сам собою и Божественным чудом, поднимался к небу, так что люди могли это ясно наблюдать. Однако, в субботу покров опускался на прежнее место и пребывал там до следующей пятницы». Вместе со всеми жителями города молились Андрей юродивый и его ученик Епифаний, который в последствии стал шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским… И тут, как будто исчезла кровля храма, все осветилось дивным сиянием. Тут увидел Андрей Царицу Небесную, идущую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. Подле Богородицы, поддерживая Ее, шествовали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. От лика
Богородицы исходило небесное утешное сияние. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящую о нас?» — обратился Андрей юродивый к Епифанию. «Вижу, святый отче, и трепещу», — откликнулся тот.
И наблюдали они, как, преклонив колена, молилась Богородица за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей подобно молнии сиявшее покрывало, распростерла его над народом. И превратилось покрывало в столь необъятное, что покрыло собою всех верующих. «Видишь ли, брате?..» — «Вижу, святый отче…»
И пока находилась Богородица во Влахернском храме, был отчетливо виден и Ее святой покров, а по исчезновении Ее и покров стал невидим. Было это чудо явлено в воскресенье 1 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого.
Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и в тот же год построил в честь этого праздника удивительный по красоте храм Покрова. Храм находился самом сердце его княжества, рядом с пересечением рек Клязьма и Нерль. Словно луч света озарил храм все русское зодчество, процветавшее в последующие века. Призывая на Русь покров Пречистой, великий князь Андрей преобразил свою столицу многими прекраснейшими храмами в честь Пречистой Девы. Чтимые
иконы Покрова находились во многих городах и поселениях — в храмах и церквах. В Москве наиболее почитаем Покровский собор. Его называют еще храмом Василия Блаженного по имени похороненного в одном из его приделов местного юродивого. Храм заложен царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победоносного похода на Волгу. Кстати, именно в праздник Покрова русское войско взяло Казань. Известны и почитаемы также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова находились в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича, который был затоплен водами Угличского водохранилища, а так же в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре рядом с городом Лихвин Калужской епархии.
1 октября во всех Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Самые древние из известных икон Покрова относятся к XIII веку. Уже к следующему столетию определились два основных извода данной иконы. Московский извод иллюстрирует само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица изображается в позе Оранты, с подъятыми к небу руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы — принято считать, что это изображение того чуда, которое каждую пятницу свершалось во Влахернском храме.
Псково-Покровская икона Богородицы пребывала в Псковоградской Покровской церкви, и точная копия с нее – в Московском Успенском соборе, над южными дверьми придела во имя святых Апостолов Петра и Павла, в деревянном киоте. Икона Покрова Богоматери представляет собой символ всемирного единства. В верхней части иконы мы видим изображение Покрова Пресвятой Богородицы, который поддерживают ангелы. Под покровом изображены Святые. На первом плане Роман Сладкопевец со свитком в левой руке. Справа от амвона Андрей Юродивый и Епифаний. Наблюдается некое духовное слияние между покровом и собранными под ним святыми – как будто весь этот собор святых в разноцветных одеяниях являет собою одухотворенный покров Богоматери, освященный сотнями изнутри горящими глазами, которые сияют, словно огненные лучи. К Богоматери же симметрично устремлен со всех концов взгляд человеческих очей. Эта одухотворенная радуга вокруг Царицы Небесной, объединенная исходящим от Нее светом, воссоединяет мироздание в единой песне любви, красоты и добра.
Икона Покрова Богоматери часто изображается на церковных колоколах, дабы вместе со звоном их над верующими простиралось и благословение Матери Божией.