Колокола и колокольчики с древнейших времен считаются символом очищения, охраны и заклинания против темных сил. Издавна они служат обязательным атрибутом всевозможных молитв и религиозных обрядов, причем не только в христианстве.
Огромные церковные
колокола назывались гласом Божьим. В старину колокол был глашатаем, служил зовом к общенародным сборам. Можно сказать, что это был и глас Божий и глас народа. Наверняка, не случайно Герцен назвал свой журнал «Колокол».
Литье колоколов - длительный и трудоемкий процесс. Именно поэтому в России колокола очеловечивались: названия разных частей колокола перекликаются с названиями частей человеческого тела — язык, губа, уши, плечо, корона. Как людей, колокола крестили, им давались собственные имена. Бывали и такие случаи, что и относились к ним, как к живым людям, за провинность могли наказать, сослать в ссылку, высечь розгами. Например, первым таким ссыльным колоколом был углицкий колокол, в который звонили, возвещая о смерти царевича Димитрия в 1593 г. Как это ни странно звучит, за такую «провинность» колокол был высечен и сослан вместе с жителями города в Сибирь. Можно только посочувствовать колоколу, ведь в наказание ему вырвали язык. В наши дни этот ссыльный хранится в музее города Углича.
Интересный факт: на Западе была распространена колокольная клятва. Это самая настоящая присяга, скрепленная колокольным звоном. Люди верили, что эта присяга нерушима и преступившего ее ждет самая страшная участь. Подумать только: колокольную клятву давали чаще и ценили выше, чем клятву на Библии. В некоторых европейских городах существовало строжайшее правило, которое запрещало судопроизводство без колокольного звона по всем уголовным делам, связанным с убийствами. Да и у нас на родине в определенных случаях давалась публичная очистительная присяга во время колокольного звона, еще она называлась васильевской. «Ходить под
колоколами», как говорили об этой клятве, которую давали ответчики, если не было никаких улик и средств оправдания. Присяга эта обязательно проходила в церкви при колокольном звоне и была публичной. «Хоть при колокольном звоне, пойду под присягу» — говорит русская пословица. Она-то и отражает древний обычай стоять под колоколами во время клятвы.
Таким образом, звон колокола стал не только атрибутом церковных и государственных церемониалов, но и их лучшим украшением. Велика красота и мощь звучания колокола! Они сделали колокольный звон символом освящения событий, скрепления юридических актов, словно подпись или печать.
Всем известен исторический факт существовании народного вече в Новгороде. Жители гордились великолепными звонами колоколов Софийского собора и древнейшего Юрьевского монастыря. Безусловно, среди них выделялся новгородский вечевой колокол, который призывал новгородцев на вече. Этот колокол стал символом свободы и независимости Новгородской республики. Историки сообщают нам, что расцвет веча как политического института Киевской Руси пришелся на вторую половину XI и на XII век.
Большинство новгородских летописей рассказывают, как звонили в вечевой колокол по разным поводам в XIII веке, что говорит о разнообразии его использования.
Вечевой
колокол созывал новгородцев собраться для решения государственных проблем общиной, всенародно, гласно. «Вечий», «вечный» колокол был символом Новгородской вольности и политической свободы. Когда Новгород был завоеван Иваном III и лишился былой свободы, вечевой колокол был перевезен в Москву, где повешен вместе с другими.
Одна из летописей гласит: «Отселе вечевому колоколу в нашей отчине в Великом Нове граде не быти... Не быти в Великом Новегороде ни посаднику, ни тысяцкому, ни вечю не быти; и вечныи колокол свезоша на Москву».
В сказании о Куликовской битве описываются вышедшие на сражение с Мамаем новгородские войска. В этом литературном произведении они неотделимы от своих колоколов. Здесь колокола выступают символом независимости и непобедимости: «Звонят колокола вечные в великом Новегороде, стоят мужи новгородцы у святой Софии».
Читайте далее:
Колокольни усадьбы "Коломенское"